top of page

Нотная грамота: пишем и читаем ноты

Знание нотной грамоты открывает перед музыкантом широкие возможности. Ведь с помощью нот можно прочесть и сыграть любую понравившуюся композицию, а также записать собственный хит! Нередко нотная грамота для начинающих кажется чем-то непостижимым, однако это не так. В этом уроке я научу вас легко и быстро читать и писать ноты.

Для начала мы изучим расположение нот на нотном стане в скрипичном ключе.

Нотный стан или нотоносец - это те самые пять линеечек, на которых будут располагаться ноты. А скрипичный ключ откроет нам тайну того, каким именно образом они будут это делать. Достаточно будет запомнить всего пять нот, располагающихся на линейках нотоносца. Но обо всем по-порядку.

НОТЫ НА ЛИНЕЙКАХ

Все знают, как выглядит скрипичный ключ, но лишь немногим известно, как он на самом деле работает и называется. У скрипичного ключа есть второе имя: ключ СОЛЬ, и благодаря этому имени мы можем догадаться, что ключ как-то связан с написанием ноты СОЛЬ.

Действительно, начало «улитки» ключа СОЛЬ приходится на вторую снизу линейку нотоносца. Как раз на этой линейке будет писаться нота СОЛЬ первой октавы.

СОЛЬ - это нота ключевая,

Её линеечка - вторая.

Посмотрим теперь на первую линейку. Она находится в самом низу нотоносца, «на уровне земли». Здесь мы встретим уже знакомого нам МИшку, заснувшего в берлоге. Обратите внимание, что эта нота МИ также находится в первой октаве.

МИ - мишутка косолапый,

Он сосет в берлоге лапу.

Мишка спит, как господин,

На линеечке «один».

Теперь можно переместиться выше. Третья линейка - это середина нотоносца. Запомнить ноту на средней линейке можно по созвучию: СЕредина - нота СИ. Либо добавить к ноте СИ образ СИнички.

СИ - веселая СИничка,

Покружила над страничкой

И уселась - посмотри! -

На линейке номер три.

Эта звонкоголосая СИничка сидит на самом верху первой октавы и поет свои песенки под окошком девчушки-РЕзвушки, ноты РЕ, которая живет на четвертом этаже, то есть на четвертой линейке нотного стана. Вот стишок о ней:

РЕ - Резвушка, озорница,

Ей на месте не сидится,

Прыг - и нотка РЕ уже

На четвертом этаже!

Таким образом, вместе с нотой РЕ мы попадаем уже во вторую октаву. Осталось шагнуть на последнюю и самую высокую, пятую линейку нотоносца. На этой вершине мы зажжем ФАкел и запомним, что нота ФА второй октавы пишется на верхней линейке.

ФА - наш ФАкел золотой,

Светлый, яркий, огневой.

ФАкел будет освещать

Нам линейку номер пять.

Готово! Все ноты на линейках выучены. На случай, если какая-либо нота все же забудется, можно в качестве подсказки использовать фразу «МИгрировала СОЛЬ на СИцилию РЕгистрировать ФАмилию», в начале каждого слова которой зашифрованы названия нот, расположенных на линейках по порядку снизу вверх.

Для закрепления возьмите любой нотный текст и найдите в нем ноты, расположенные на линейках. Постарайтесь вспомнить ассоциативный образ для каждой ноты, затем произнесите вслух ее название и октаву, после чего ноту можно сыграть на инструменте. Когда это упражнение будет получаться легко и без ошибок, переходите к следующему этапу.

НОТЫ МЕЖДУ ЛИНЕЙКАМИ

Как вы могли заметить, ноты, которые пишутся на линейках, расположены не подряд, а через одну (такой интервал называется «терция» и включает в себя три ступени, три шага от ноты до другой). Таким образом, остаются ноты, которые должны располагаться между основными линейками.

Приятная новость: запоминать их на первых порах нет необходимости. Мы с легкостью узнаем их имена, спросив у «соседей» на линейках сверху и снизу.

Например, встретив ноту между первой и второй линейками, достаточно вспомнить, кто «живет» на этих линейках (в данном случае это ноты МИ и СОЛЬ первой октавы), и между ними окажется нота ФА первой октавы. Аналогично читаются остальные ноты между линейками, а также те, которые находятся под нижней и над верхней линейками нотного стана.

НОТЫ НА ДОБАВОЧНЫХ ЛИНЕЙКАХ

Итак, теперь мы умеем читать и писать ноты от РЕ первой октавы до СОЛЬ второй октавы. Но как быть, если требуется записать ноты, выходящие за пределы этого диапазона? Здесь на помощь приходят дополнительные линеечки. Они позволяют нам продолжить «лестницу» нотного стана как вверх, так и вниз.

Приведем пример: если нам надо записать ноту ДО первой октавы, то под первой линейкой нотоносца мы добавляем одну короткую дополнительную линеечку и «сажаем» на нее ноту ДО. Под первой добавочной разместится нота СИ малой октавы, а для ноты ЛЯ малой октавы таких дополнительных линеек потребуется уже две, и т.д.

Похожим образом записываются ноты верхнего регистра. На первой добавочной сверху (над пятой линейкой нотоносца) будет писаться нота ЛЯ второй октавы, а находящаяся терцией выше ДО третьей октавы заберется на вторую добавочную, еще на терцию вверх - и МИ третьей октавы оказывается на третьей дополнительной линейке. При желании продолжать можно до конца клавиатуры, однако такие далекие ноты встречаются в музыке довольно редко.

Потренируйтесь с помощью доступного нотного текста верно называть ноты и играть их на инструменте в нужной октаве.

Теперь вы сумеете прочитать и написать любые ноты в скрипичном ключе! Как видите, нотная грамота доступна даже начинающему музыканту, и запомнить расположение нот на нотном стане под силу ребенку. Расскажите, как писать ноты, своим друзьям, это поможет вам лучше закрепить собственные знания!

Остались вопросы? Задайте их в комментариях!

bottom of page